Обзор игры Grand Theft Auto 5

Обзор игры Grand Theft Auto 5

Игры серии Grand Theft Auto — это, по мнению многих людей, не игры даже, а срез эпохи. Не верьте школьникам, которые считают, что самое главное в GTA — это “набрать пять звезд и убивать полицейских”, хотя они тоже отчасти правы. В первую очередь каждая игра серии — это песочница, и, как бывает в любой хорошей песочнице, каждый игрок найдет что-то свое в ней, свой уголок и отдушину, свою игру. GTA 5 отлично это подтверждает.

После четвертой части, которая отбросила давно знакомый мир и сеттинг, вернуться в вымышленный штат Лос-Сантос, созданный по образу и подобию Лос-Анджелеса, крайне приятно, однако перестройка и глобализация сделала свое — вместо трех больших городов мы имеем один огромный мегаполис. И теперь он действительно похож на город, а не на захолустье с многоэтажками.

На этом крупные изменения места действия не кончаются. Помните, как раньше угнетали ограничения территории? Сюда нельзя, пока не пройдешь сюжетные миссии, а здесь просто проезда нет. GTA 5 идет другим путем: весь город и абсолютно все прилегающие территории доступны в любой момент игры. При этом возвращаясь к “цифрам”, отметим, что пригород и дикая местность занимают добрые две трети от всей игровой территории. Разумеется, это не просто безжизненный ландшафт, как многие могли бы подумать. Заняться тут есть чем.

Начиная разговор о песочнице, хочется долго и монотонно перечислять все, что в ней есть. В отличие от многих аналогов, Rockstar в своей игре сделали по-настоящему живую песочницу. В ней натурально кипит жизнь, где бы вы ни находились. Чувствуется, что это не просто декорации, а самодостаточная система, которой игрок-то вроде бы и не нужен.

Буквально на каждом шагу вы рискуете стать частью маленькой истории. Беготня за ворами сумочек, перестрелки между уличными бандами, полицейские чистки неблагополучных районов, ультранасилие в исполнении реднеков из пригорода, выбегающие на дорогу животные, аварии на стройках и дорогах. На словах кажется, что это какой-то филиал Saint’s Row, но компьютерное население Лос-Сантоса помимо этих увеселительных мероприятий также занимается и более цивилизованными (относительно) делами: ругается, дерется, спорит. Иногда люди просто разговаривают о чем-то (например о событиях, в которых поучаствовал игрок во время одного из заданий).

Таким образом, открытый мир силами разработчиков превратился в идеальную песочницу, аналогов которой просто не существует. Здесь есть место не только миссиям и массовым убийствам, по штату теперь интересно просто путешествовать без всяких правил и условностей, которые надиктованы ограничениями программного или технического характера. Сесть в любимую машину, включить любимую радиостанцию и ехать, ехать, ехать куда-нибудь далеко, навстречу приключениям. И все это с отличной графикой, между прочим!

Но песочница в GTA никогда не выходила на первый план, так как это слишком простое и примитивное решение для таких маститых разработчиков, как Rockstar. Всегда у них есть герой, вокруг которого разворачивается настоящая гангстерская история. В пятой части таких персонажей трое, и, забегая вперед, стоит отметить, что это, казалось бы, странное и опасное для такой игры решение стало отчасти ее спасением. Разработчики дали нам не одну сюжетную компанию, а чуть ли не три, каждая из которых тесно переплетена с двумя другими.

Рассмотрим имеющихся персонажей:

Франклин Линкольн — чернокожий носитель “президентского” имени, обладающий излишней приверженностью идеологии “черных” банд. Чем-то напоминает Джанго из одноименного фильма Квентина Тарантино: Франклин на все сто процентов предан своим товарищам, однако не склонен к неразумным поступкам. Он привык все планировать на несколько шагов вперед и давно ждет возможности заняться настоящими грабежами, вместо того чтобы угонять машины для своего мелкого босса. Некоторыми своими повадками напоминает Си-Джея из любимого многими Сан-Андреаса. Живет, кстати, там же — на Грув-Стрит.

Майкл де Санта — в отличие от предыдущего товарища, является старым грабителем, который уже давно завязал со своим  прошлым. Алкоголик с кризисом среднего возраста, обитающий в самом богатом районе города, обладает полным перечнем проблем “белой” расы: дочь-порноактриса, неверная жена с кучей комплексов и заморочек, сын, проводящий все время у игровой приставки. В образе этого персонажа то и дело проскакивают черты Томми Версетти из Vice City, точнее, более позднего Томми, обогатившегося и дорвавшегося до всех прелестей жизни.

Тревор — псих. Больше о нем, в общем-то, сказать нечего, чтобы насквозь не проспойлерить сюжет для тех, кто еще не опробовал новинку от Rockstar, кроме разве что того, что этот тип живет в вонючем фургоне, варит метамфетамин, грязно и жестко ругается, насилует женщин за пятьдесят, ненавидит хипстеров и байкеров (и при первой же возможности старается как можно быстрее их убить). Человек-ураган, одновременно гроза и страшная болезнь американской законодательной системы.

Обзор игры Grand Theft Auto 5 - скриншот

Персонажи у Rockstar, как это заведено, крайне колоритные и интересные. И разные, что самое главное.

В отличие от Майкла и Франклина, которые хоть и противопоставляют себе системе, но стараются не нарушать ее правил, Тревор плевал на все и на всех. Он живет примерно так, как мы играем в GTA — мочит всех направо-налево и нарушает абсолютно все законы, имеющиеся в уголовном кодексе. Эдакий Клод Спид, который фигурировал во второй части серии.

Собственно, завязка сюжета натурально сталкивает лбами этих трех “субчиков”. Ну а сам сюжет в двух словах можно описать так: нарушаем закон, зарабатываем деньги, наживаем врагов (и убиваем их в самом конце).

Чтобы не раскрыть все тонкости и детали сюжета, отметим лишь его общую дерганность и спонтанность, что было почти во всех играх серии GTA. Никакой последовательности и муторного повествования. Каждая миссия — это небольшая самодостаточная история, раскрывающая персонажей, в ней задействованных. Также стоит отметить, что Rockstar наконец-то, спустя много лет, избавились почти от всех проблем сюжета в своих играх. Благодаря наличию сразу трех персонажей, за которых мы играем по очереди, исчезла необходимость в том, чтобы забить вакуум между действительно классными миссиями. Побочные сюжетики по типу “своди друга в пиццерию, боулинг или стрип-клуб” никуда не делись, разумеется, но стали строго опциональными. Все то, что раньше хотелось просто пропустить, чтобы насладиться нормальным сюжетом, теперь не досаждает вам, теперь представлено в виде дополнительных мини-заданий, которые разбросаны по всему штату. Впрочем, даже такие мелкие и вроде бы ненужные миссии способны раскрыть характеры персонажей. Крайне забавно, знаете ли, наблюдать, как Франклин и Майкл, напившись в хлам, делятся друг с другом своими насущными проблемами и жалуются на несправедливую судьбу.

Помимо привычных по играм серии заданий в стиле “езжай, найди, сделай, уйди подальше” появились также действительно сложные и комплексные миссии, в которых принимают участие сразу два или три главных героя. Правда, здесь уже Rockstar слукавили, обещая нам мгновенное переключение между персонажами. Собственно, переключаться можно, но только в определенные моменты, когда это подразумевает сама игра. Из-за этого проходить игру во второй раз смысла нет, так как сюжетная компания вам вряд ли даст какой-то новый опыт. Все задания четко структурированы и отлично поставлены, и каждый протагонист обычно играет примерно одну и ту же роль в группе.

Франклин, как правило делает “грязную” работу — убивает людей и всем своим видом дает понять, что значит слово “enforcer”, в то время как Майкл обычно кроет тыл или занимается организационной деятельностью. А Тревор обычно что-нибудь взрывает.

Стоит отметить так называемый «режим ограблений». Это особые миссии, которые являются венцом творения Rockstar. Чтобы совершить ограбление, вся группа упорно готовится, выполняя более мелкие поручения. Например, чтобы взорвать что-то, нужно сначала обзавестись взрывчаткой, а чтобы создать снайперскую точку для прикрытия отхода нужно, собственно, найти место и подходящее оружие. Сами ограбления — это долгие, интересные и запоминающиеся эпизоды. Это реальный шаг вперед для серии.

Проблема одна: их ну очень уж мало: всего-то пять штук! Все остальные миссии на фоне ограблений смотрятся посредственно и серо, дизайнерские ошибки и приемы не изменились с третьей части, поэтому чувства новизны практически нет. Разве что персонажи новые, вот и все.

Но даже без этих заданий в игре есть чем заняться. Удовольствия от исследования вы получите не меньше, чем от прохождения какого-нибудь The Elder Scrolls, так много в GTA 5 дополнительного контента. Проходя, проезжая или пролетая над очередным знаком вопроса на карте, то и дело хочется свернуть и узнать, что же там разработчики в очередной раз учудили. Отчасти это даже интереснее рутинных заданий сюжетной кампании. А если не хочется путешествовать, можно просто заняться йогой и чуть-чуть повысить характеристики персонажей.

Любители тюнинга тоже будут приятно удивлены возможностями изменения характеристик автомобилей. Менять можно практически все, что весьма радует.

А можно поиграть в финансиста и играть на бирже, которая в GTA 5 хоть и сильно упрощенная, но, в то же время, зависит от игровых действий. Если не хотите покупать кота в мешке, то вложите деньги в недвижимость, как в Vice City, хотя этот аспект игры практически не менялся со времен Томми Версетти, да и смысла в этом нет, так как механика получения денег в пятой части все такая же безумная, из-за чего о зеленых бумажках вы перестанете думать уже после первого ограбления. Впрочем, в онлайн-режиме деньги никогда лишними не будут, однако онлайн-составляющая — это тема для отдельной статьи, так много там всего.

Нельзя не упомянуть о фирменном юморе серии. В пятой части он никуда не делся, но и не особо изменился. Это все та же гремучая смесь едкой сатиры на современную жизнь и проблемы самых разных людей, начиная от жителей чернокожих гетто и заканчивая зажравшимися богачами из местной богемы. Как и в прошлых своих играх, Rockstar, по сути, не хохмят в буквальном смысле, а лишь дают игроку окунуться в актуальный срез современной жизни. Именно из-за этого сей юмор с одной стороны прост, но, в то же время, имеет неповторимый шарм. Как говорится, жизненно!

Подводя итоги, можно сказать, что, как бы нам ни хотелось, но революции GTA 5 не совершила. Это все та же “трешка” (про четвертую часть деликатно умолчим), но с ворохом новых возможностей и улучшений. Разумеется, прогресс есть, и он значителен, однако Rockstar стараются не переусердствовать к экспериментами и вносят изменения очень неохотно, как бы из-под палки. Однако смело можно утверждать, что пятая часть — лучшая в принципе среди игр подобного рода.

Похожие статьи

Эта запись была размещена на Среда, Май 20th, 2015 в 22:16 и находится в рубриках PC/Mac, Игры. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0 feed. Вы можете оставить отзыв, или архив с вашего собственного сайта.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>